Обзоры и статьи посвящённые отоплению, водоснабжению и водоотведению, а также всё что связано с инженерной сантехникой и сантехническими работами в целом. Особенно полезным раздел будет тем, кто только планирует самостоятельно начать монтаж инженерных систем и незнает с чего начать, на что обратить внимание в первую очередь, куда обратиться и как выбрать.
-
Водоснабжение (31)
-
Отопление (85)
-
Канализация (10)
-
Каталог схем (12)
Алюминиевые или биметаллические радиаторы – что лучше?
Объективно алюминиевые и биметаллические радиаторы отопления лучше, чем чугунные или стальные, по целому ряду причин. У каждого вида они свои, но есть и общие. Самым главный из них – это повышенная теплоотдача и низкая тепловая инерционность. Такие радиаторы, в отличии от чугунных, быстро нагреваются и быстро остывают, что даёт возможность устанавливать на них термостаты. Регулировка интенсивности теплообмена даёт более чем весомую экономию.Алюминиевые радиаторы
Виды алюминиевых радиаторов различаются по методу изготовления:1. Литые радиаторы. Каждую секцию такого радиатора изготавливают методом литья под давлением – это даёт особую прочность (выдерживают до 16 атм.). материалом служит, силумин – сплав алюминия и 12-ти% кремния.
2. Экструзионные радиаторы. Изготавливаются методом выдавливания. Состоят из нескольких частей:
- Головка;
- Ребро;
- Донная часть.
3. Анодированные радиаторы. Изготавливаются методом литья из высокоочищенного алюминия. Затем обрабатываются методом анодного оксидирования. Это изменяет физические характеристики металла:
- Не поддаётся коррозии;
- Лучшая теплоотдача;
- Повышенная прочность (выдерживают 50-70 атм.)
Характеристики и физические параметры
Высота радиатора дается в межосевом расстоянии – это расстояние между коллекторами батареи, реальное же расстояние на 60-100 мм. больше, в зависимости от модели и производителя. Диапазон расстояния очень большой 200 – 800 мм., но есть стандартизированные величины – 200, 350 и 500 мм. Длинна радиатора вариативна и зависит от количества секций.
Давление, которое регламентируют изготовители в техпаспорте, бывает:
• Рабочее. Среднее стандартное значение для алюминия 10-15 атм.
• Опрессовочное. Давление, при котором тестируют систему перед запуском нового отопительного сезона. Производят опрессовку воздухом при давлении 20 - 30 атм.
Теплоотдача алюминиевого радиатора очень высока из-за низкой тепловой инерционности – они быстро нагреваются и быстро остывают. Тепло радиатор отдаёт двумя способами: непосредственное тепловое излучение, и конвекционные потоки горячего воздуха. Учитывая, что дизайн алюминиевых радиаторов был разработан специальный, с большой площадью внутренних поверхностей, за счёт ребристости оба типа теплоотдачи имеют у такого радиатора одинаковую мощность. Расчёт параметров теплоотдачи для батарей такого типа приводится в Ваттах на одну секцию. И составляет, в среднем, по стандартным моделям – 80-210 Вт., при максимальной заявленной температуре до 110 С.
Стандарты установки алюминиевого радиатора:
- Расстояние до пола 100-120 мм.
- Расстояние до нижней части подоконника 100 мм.
- Расстояние до стены 30-50 мм.
Недостатки алюминиевых радиаторов (большинство недостатков к анодированным радиаторам не относится):
1. Наличие стыков соединённых механически, а особенно запрессованных – зона риска возникновения протечки;
2. Высокая чувствительность к кислотности теплоносителя. Не рекомендуется использовать антифриз или другой теплоноситель с кислотностью меньше 7рН.
3. При использовании с медным оборудованием возникает эффект повышенной коррозионной деятельности, который сопровождается выделением газов и завоздушиванием всей системы.
Биметаллические радиаторы
Несмотря на практически полное внешнее сходство большинства моделей алюминиевых и биметаллических радиаторных батарей их внутренняя структура и характеристики сильно отличаются. В основе биметаллической батареи – каркас из стальных труб, где вертикальная труба соединяет две части коллектора. Этот сердечник обжат оболочкой из алюминиевых листов различного профиля. Это помогает эффективней отдать тепло. Сечение труб у такой батареи небольшое, что позволяет наполнить систему меньшим количеством теплоносителя. На рынке существуют несколько видов радиаторов такого типа:1. Полностью биметаллические. Со стальным сердечником, который исключает контакт алюминия с водой.
Преимущества:
- Повышенная прочность;
- Надёжность – небольшая вероятность протечек.
Недостатки:
- Высокая цена;
- Больший, по сравнению с другими алюминиевыми радиаторами, вес.
2. Полу биметаллические. У таких изделий из стали состоят только вертикальные каналы, которые соединяются с алюминиевыми коллекторами.
Преимущества:
- Меньшая стоимость;
- Лучшая теплоотдача.
Недостатки:
- Коррозионная опасность;
- Меньшая прочность – протечки возможны и в местах запрессовки стальной трубы в алюминиевый коллектор.
3. Цельносборные. Частный случай полностью биметаллических радиаторов. На заводе изготавливают каркас из стальных труб, и навешивают на него «фартук» из фигурных алюминиевых пластин.
Преимущества:
- Полностью исключена протечка между секциями батарей;
- Выдерживают очень высокое давление.
Недостатки:
- Невозможно модернизировать батарею, доставив дополнительную секцию.
4. Биметаллические с медным сердечником. Эти батареи во многом исключают недостатки стальных сердечников, не ржавеют, можно заполнять системы антифризом, но имеют гигантский недостаток – они чрезвычайно дороги.
Характеристики и физические параметры
Размеры радиаторов этого типа ничем не отличаются от алюминиевых, наиболее популярные стандарты межосевого расстояния: 200, 300, 350, 500, 800 мм.
Максимально допустимая температура теплоносителя для биметаллических батарей 90-95 С, которые заявляет производитель. При превышении этой температуры, возможно, начнётся отслаивание и изменение формы (выгибание, оплывание) алюминиевой опрессовки батареи.
Рабочее давление очень отличается в различных типах биметаллических батарей:
- Полу биметаллические – около 16 Атм.
- Биметаллические сборные – до 30 Атм.
- Биметаллические цельные – до 50 Атм.
Обычно опрессовочное давление отличается от рабочего в 2 раза. Зарубежные производители часто несколько занижают максимальный показатель рабочего давления, для подстраховки. Показатели теплоотдачи несколько ниже, чем у алюминиевых аналогов и составляют 170-190Вт для температуры в 70 С. Долговечность составляет 20-30 лет, в зависимости от фирмы производителя. Обе стороны радиатора (во многих моделях) являются лицевыми – его можно установить с любой стороны от раздаточной трубы обогрева.
Комплектность и монтажные особенности радиаторов довольно разнообразны. Подключение к системе отопления возможно как сбоку радиатора, так и снизу. С противоположной стороны возможна установка крана Маевского.
Недостатки:
- Очень высокая стоимость. Так как эти изделия высокотехнологичны, то и стоят они даже больше чем чугунные радиаторы.
- Подвержены коррозии, при частом развоздушивании, и/или при использовании в системе отопления антифриза, в качестве теплоносителя.
Методы обвязки (методы подключения)
Сначала рассмотрим типы систем обогрева:1. Однотрубная система. При такой схеме труба с горячим теплоносителем последовательно проходит через все радиаторы, и возвращается от последнего в цепи с уже охлаждённым теплоносителем.
Преимущества:
- Расходуется меньше материала (труб).
- Менее трудозатратный (меньше пробиваются перекрытия или стены при монтаже).
Недостатки:
- Неравномерное нагревание батарей.
- Более интенсивная работа котла отопления (теплоноситель возвращается с низкой температурой).
2. Двухтрубная система. В свою очередь различают: вертикальную – от стояка с теплоносителем отходят трубы к каждой батарее отдельно, и от неё же возвращаются к другому стояку с остывшим теплоносителем; горизонтально лучевую – трубы к каждой батарее подаются через устройство «гребёнка», которая подключена к горячей трубе.
В каждом из этих типов возможно комбинирование различных схем подключения радиаторов:
1. Боковая схема. Входной и выходной патрубки монтируются на одной стороне батареи. Горячий теплоноситель запускается в верхний патрубок и остывшим выходит из нижнего. (самая распространённая схема). При такой схеме обязательно наличие на «глухой» стороне батареи крана Маевского, для стравливания воздуха.
2. Диагональная схема. Входной патрубок находится сверху с одной стороны, а выходной снизу с другой. Эта схема более оптимальна, с точки зрения теплоотдачи и используется для подключения удлиненных, многосекционных батарей.
3. Нижнее подключение. Входной и выходной патрубки находятся внизу с разных сторон радиатора. Такая схема наименее эффективна, но весьма популярна, когда нужно скрыть подающую и отводную трубы под полом или за декоративным плинтусом.
При подключении радиаторов к однотрубной схеме обязательным техническим условием является использование «байпаса». Это вертикальная труба соединяющая впускную и выпускную трубы до батареи. Предназначена, чтобы регулировать подачу тепла в помещение, но не отключить от обогрева все батареи, которые идут после текущей. Байпас делается меньшего диаметра для правильного направления потока теплоносителя. Между байпасом и радиатором отопления устанавливаются два шаровых крана, на вход и выход теплоносителя. При их перекрытии вода продолжит циркулировать в системе. Реже применяется схема с одним трёхходовым краном, установленным на патрубок горячей воды, с присоединённым к нему на третий ход байпасом.